© «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» 2002 г.

 

Комментарий специалиста

 

КТО НИЖЕ СИДИТ, ТОТ БОЛЬШЕ ИСПАЧКАН

Из анализа положений нормативных актов, регулирующих вопросы приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих аппаратов, следует, что отдельные нормы, имеющие меньшую юридическую силу, фактически исключают действие норм, которые имеют большую юридическую силу. К такому выводу пришел Конституционный Суд Республики Беларусь 29.05.2002 г. при рассмотрении обращения Общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей», содержащий 498 подписей индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога.

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 17.05.2001 № 12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию, товаров (работ, услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью» воспринят индивидуальными предпринимателями как нормативный акт, неизбежный в части исполнения. Особенно им импонировала цель Декрета — создания благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечение социальных гарантий индивидуальным предпринимателям и иным физическим лицам, совершенствования порядка их налогообложения.

Изданное в развитие Декрета №12 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2002 № 38 «О некоторых вопросах реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем», а также принятое месяцем позже Решение Минского городского исполнительного комитета от 19.02.2002 № 184 «О порядке приема наличных денежных средств на отдельных торговых объектах (пунктах)» индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога восприняли неадекватно. Особенно заволновались те, кто работает на выставках-ярмарках, включенных в Перечень торговых объектов, на которых до 1 июля 2002 г. должны быть установлены кассовые суммирующие аппараты (далее по тексту — КСА).

По их мнению, Положение Декрета № 12 существенно упрощает процедуру учета и отчетности предпринимательской деятельности, что обеспечивает наиболее полное и своевременное отчисление в бюджет. А изданные в его развитие нормативные акты, наоборот усложняют им жизнь.

Они считают, что сама идея внедрить во всех точках розничной торговли КСА с позиции тотального государственного контроля за бизнесом выглядит привлекательно. С позиции же индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, эти меры не оправданы, поскольку являются излишними, обременительными, а в ряде случаев технически невыполнимыми.

Во-первых, расходы по приобретению аппаратов, установке, ремонту будут переложены на покупателей, что вызовет их справедливое недовольство и нарекания. Во-вторых, использование КСА сопряжено с дополнительной тратой времени на решение вопросов, связанных с хранением их в нерабочее время, заполнением книги кассира-операциониста, инкассированием и т. п. В-третьих, не в каждом помещении выставки-ярмарки, где сосредоточенно множество предпринимателей, технически возможно (с позиции электропроводки) установление стационарных КСА в каждом боксе или на каждом рабочем столе.

Предприниматели не верят расхожей версии, что использование КСА преследует сугубо статистические цели. Отдельным из них видится более вероятным, что кто-то в правительстве активно лоббирует интересы производителей кассовых аппаратов (качество которых, кстати, оставляет желать лучшего), обеспечивая им, огромный рынок сбыта. Сопряженная с использованием КСА процедура сдачи выручки в банк (с соблюдением инструкций Нацбанка РБ), выгодна исключительно последнему и ущербна для предпринимателей, вынужденных, кроме всего прочего, при получении своих денег  уплачивать банку вознаграждение до 3%.

В условиях использования КСА, закупки товаров в России и других государствах за наличный расчет (благодаря чему еще существует малый торговый бизнес) для многих из предпринимателей станут невозможными. Согласно отдельным высказываниям акция с КСА для предпринимателей, уплачивающих единый налог, может оказаться той последней каплей, которая заставляет делового человека закрыть свой легализованный бизнес, уволить наемных работников, а самому уйти в тень. Уже в предпринимательской среде мрачно прогнозируют, что КСА может стать памятником на могиле малого бизнеса Беларуси.

По твердому убеждению индивидуальных предпринимателей постановление Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38 ставит в неравные условия предпринимателей — плательщиков единого налога, работающих на выставках-ярмарках, с такими же предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность на рынке. Что, в принципе, в правовом государстве не должно иметь место.

Чтобы развеять свои сомнения и посредством компетентного решения облегчить себе участь, инициативная группа предпринимателей в апреле с.г. обратилась в Конституционный Суд Республики Беларусь, который на основании ст. 122 Конституции РБ рассмотрел это обращение и вынес по нему Решение от 29.05.2002 № Р-143/2002 «О правовом регулировании приема денежных средств индивидуальными предпринимателями с использованием кассовых суммирующих аппаратов».

На основе системного анализа не только названных нормативных актов, но и других, имеющих отношение к данной проблеме нормативных документов, Конституционный Суд Республики Беларусь прежде всего обратил внимание на то, что в части первой пункта 5 Декрета Президента РБ от 11.05.2001 № 12, индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог, предоставлено право осуществлять прием наличных денежных средств без использования КСА.

Во взаимосвязи с этим Конституционный Суд отметил, что постановление Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38 принято без учета соответствующих положений Декрета № 12, то есть оно не согласуется с нормами Декрета, направленными на создание благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства.

Кроме этого Конституционный Суд отметил, что правило пункта 16 Положения о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем для приема наличных денежных средств, при реализации товаров (работ, услуг), утвержденного Постановлением Министерства по налогам и сборам РБ от 08.02.2002 № 11, предусматривающее ежемесячную подачу индивидуальными предпринимателями отчета в налоговые органы о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием КСА, не согласуется с содержанием части первой пункта 4 Декрета № 12. Согласно последнему, индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, указанной в абзаце втором пункта 1 Декрета, ведут учет выручки в произвольной форме и по окончании календарного года (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) предоставляют по месту постановки на налоговый учет отчет о размере полученной в отчетном календарном году выручки по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам РБ.

В отношении Мингориполкома Конституционный суд РБ отметил, что в соответствии с частью третьей пункта 5 Декрета № 12 ему предоставлено право определять лишь пункты продажи, реализующие товары с применением КСА. Однако, в решении от 19.02.2002 № 184, кроме данного вопроса, определены и другие вопросы. Пункт 1 решения Мингорисполкома № 184 по существу лишает индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог и осуществляющих реализацию товаров на торговых объектах, включенных в прилагаемый к решению перечень (27 наименований), права осуществлять прием наличных денежных средств без использования КСА, что противоречит части первой пункта 5 Декрета № 12.

Лейтмотив решения Конституционного суда Республики Беларусь от 29.05.2002 № Р-143/2002:

— Совету Министров РБ привести постановление от 15.01.2002 № 38 в соответствие с Декретом Президента РБ от 17.05.2001 № 12 в целях создания благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства;

— Минскому городскому исполнительному комитету привести Решение от 19.02.2002 № 184 в соответствие с положениями Декрета Президента РБ от 17.05.2001 № 12 в целях реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, прав на прием наличных денежных средств без использования кассовых суммирующих аппаратов и на ведение учета выручки в произвольной форме, предоставленных им указанным Декретом ;

— другим государственным органам привести свои нормативные акты, касающиеся порядка приема наличных денежных средств с использованием КСА, в соответствии с положениями названного Декрета.

Сомнений в том, что нормативные акты будут откорректированы, нет. Статус Конституционного суда РБ к этому обязывает.

Другое дело, принесут ли эти корректировки реальную возможность индивидуальным предпринимателям — плательщикам единого налога, в том числе работающим на выставках-ярмарках, осуществлять торговую деятельность без использования кассовых суммирующих аппаратов? Будем надеяться.

Если государственные органы оперативно не приведут свои нормативные акты в соответствие с Декретом № 12, то заинтересованные в позитивном исходе индивидуальные предприниматели могут аппелировать к Президенту Республики Беларусь. Коллективные запросы и предложения нельзя игнорировать.

Валентин ПАВЛОВ

 

Hosted by uCoz