© «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» 2002 г.
Комментарий специалиста
КТО НИЖЕ
СИДИТ, ТОТ БОЛЬШЕ ИСПАЧКАН
Из анализа положений нормативных актов, регулирующих вопросы
приема наличных денежных средств при реализации товаров
(работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих аппаратов, следует, что
отдельные нормы, имеющие меньшую юридическую силу, фактически исключают
действие норм, которые имеют большую юридическую силу. К такому выводу
пришел Конституционный Суд Республики Беларусь 29.05.2002 г. при рассмотрении
обращения Общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей»,
содержащий 498 подписей индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого
налога.
Декрет Президента Республики Беларусь от 17.05.2001 № 12 «О
введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических
лиц, осуществляющих реализацию, товаров (работ, услуг), и о некоторых вопросах,
связанных с указанной деятельностью» воспринят индивидуальными
предпринимателями как нормативный акт, неизбежный в части исполнения. Особенно
им импонировала цель Декрета — создания благоприятных условий развития
предпринимательства, обеспечение социальных гарантий индивидуальным предпринимателям
и иным физическим лицам, совершенствования порядка их налогообложения.
Изданное в развитие Декрета №12 Постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 15.01.2002 № 38 «О некоторых вопросах
реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих
аппаратов или специальных компьютерных систем», а также принятое месяцем позже
Решение Минского городского исполнительного комитета
от 19.02.2002 № 184 «О порядке приема наличных денежных средств на отдельных
торговых объектах (пунктах)» индивидуальные предприниматели-плательщики единого
налога восприняли неадекватно. Особенно заволновались те, кто работает на
выставках-ярмарках, включенных в Перечень торговых объектов, на которых до 1
июля 2002 г. должны быть установлены кассовые суммирующие аппараты (далее по
тексту — КСА).
По их мнению, Положение Декрета № 12 существенно упрощает
процедуру учета и отчетности предпринимательской деятельности, что обеспечивает
наиболее полное и своевременное отчисление в бюджет. А изданные в его развитие нормативные
акты, наоборот усложняют им жизнь.
Они считают, что сама идея внедрить во всех точках розничной
торговли КСА с позиции тотального государственного контроля
за бизнесом выглядит привлекательно. С позиции же индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих единый налог, эти меры не оправданы, поскольку
являются излишними, обременительными, а в ряде случаев технически
невыполнимыми.
Во-первых, расходы по приобретению аппаратов, установке,
ремонту будут переложены на покупателей, что вызовет их справедливое
недовольство и нарекания. Во-вторых, использование КСА
сопряжено с дополнительной тратой времени на решение вопросов, связанных с
хранением их в нерабочее время, заполнением книги кассира-операциониста,
инкассированием и т. п. В-третьих, не в каждом помещении выставки-ярмарки, где
сосредоточенно множество предпринимателей, технически возможно (с позиции
электропроводки) установление стационарных КСА в каждом боксе или на каждом
рабочем столе.
Предприниматели не верят расхожей
версии, что использование КСА преследует сугубо статистические цели. Отдельным
из них видится более вероятным, что кто-то в правительстве активно лоббирует
интересы производителей кассовых аппаратов (качество которых, кстати, оставляет
желать лучшего), обеспечивая им, огромный рынок сбыта. Сопряженная
с использованием КСА процедура сдачи выручки в банк (с соблюдением инструкций Нацбанка РБ), выгодна исключительно последнему и ущербна
для предпринимателей, вынужденных, кроме всего прочего, при получении своих
денег уплачивать банку вознаграждение до
3%.
В условиях использования КСА, закупки товаров в России и
других государствах за наличный расчет (благодаря чему еще существует малый
торговый бизнес) для многих из предпринимателей станут невозможными. Согласно
отдельным высказываниям акция с КСА для предпринимателей, уплачивающих единый
налог, может оказаться той последней каплей, которая заставляет делового
человека закрыть свой легализованный бизнес, уволить наемных работников, а
самому уйти в тень. Уже в предпринимательской среде мрачно прогнозируют, что
КСА может стать памятником на могиле малого бизнеса Беларуси.
По твердому убеждению индивидуальных предпринимателей
постановление Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38 ставит в неравные условия
предпринимателей — плательщиков единого налога, работающих на
выставках-ярмарках, с такими же предпринимателями, осуществляющими торговую
деятельность на рынке. Что, в принципе, в правовом государстве не должно иметь
место.
Чтобы развеять свои сомнения и посредством
компетентного решения облегчить себе участь, инициативная группа
предпринимателей в апреле с.г. обратилась в Конституционный Суд Республики
Беларусь, который на основании ст. 122 Конституции РБ рассмотрел это обращение
и вынес по нему Решение от 29.05.2002 № Р-143/2002 «О правовом регулировании
приема денежных средств индивидуальными предпринимателями с использованием
кассовых суммирующих аппаратов».
На основе системного анализа не только названных нормативных
актов, но и других, имеющих отношение к данной проблеме нормативных документов,
Конституционный Суд Республики Беларусь прежде всего
обратил внимание на то, что в части первой пункта 5 Декрета Президента РБ от
11.05.2001 № 12, индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог,
предоставлено право осуществлять прием наличных денежных средств без
использования КСА.
Во взаимосвязи с этим Конституционный Суд отметил, что
постановление Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38 принято без учета
соответствующих положений Декрета № 12, то есть оно не согласуется с нормами
Декрета, направленными на создание благоприятных условий для развития
индивидуального предпринимательства.
Кроме этого Конституционный Суд отметил,
что правило пункта 16 Положения о порядке использования юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов и специальных
компьютерных систем для приема наличных денежных средств, при реализации
товаров (работ, услуг), утвержденного Постановлением Министерства по налогам и
сборам РБ от 08.02.2002 № 11, предусматривающее ежемесячную подачу
индивидуальными предпринимателями отчета в налоговые органы о суммах наличных
денежных средств, принятых с использованием КСА, не
согласуется с содержанием части первой пункта 4 Декрета № 12. Согласно последнему, индивидуальные предприниматели при осуществлении
деятельности, указанной в абзаце втором пункта 1 Декрета, ведут учет выручки в
произвольной форме и по окончании календарного года (не позднее 1 февраля года,
следующего за отчетным) предоставляют по месту постановки на налоговый учет
отчет о размере полученной в отчетном календарном году выручки по форме,
утверждаемой Министерством по налогам и сборам РБ.
В отношении Мингориполкома
Конституционный суд РБ отметил, что в соответствии с частью третьей пункта 5
Декрета № 12 ему предоставлено право определять лишь
пункты продажи, реализующие товары с применением КСА. Однако, в решении от
19.02.2002 № 184, кроме данного вопроса, определены и другие вопросы. Пункт 1
решения Мингорисполкома № 184 по существу лишает
индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог и осуществляющих
реализацию товаров на торговых объектах, включенных в прилагаемый к решению
перечень (27 наименований), права осуществлять прием наличных денежных средств
без использования КСА, что противоречит части первой пункта 5 Декрета № 12.
Лейтмотив решения Конституционного суда Республики Беларусь
от 29.05.2002 № Р-143/2002:
— Совету Министров РБ привести постановление от 15.01.2002 №
38 в соответствие с Декретом Президента РБ от 17.05.2001 № 12 в целях создания
благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства;
— Минскому городскому исполнительному
комитету привести Решение от 19.02.2002 № 184 в соответствие с положениями
Декрета Президента РБ от 17.05.2001 № 12 в целях реализации индивидуальными
предпринимателями, уплачивающими единый налог, прав на прием наличных денежных
средств без использования кассовых суммирующих аппаратов и на ведение учета
выручки в произвольной форме, предоставленных им указанным Декретом ;
— другим государственным органам привести свои нормативные
акты, касающиеся порядка приема наличных денежных средств с использованием КСА,
в соответствии с положениями названного Декрета.
Сомнений в том, что нормативные акты будут откорректированы,
нет. Статус Конституционного суда РБ к этому обязывает.
Другое дело, принесут ли эти корректировки реальную
возможность индивидуальным предпринимателям — плательщикам единого налога, в
том числе работающим на выставках-ярмарках, осуществлять торговую деятельность без
использования кассовых суммирующих аппаратов? Будем надеяться.
Если государственные органы оперативно не приведут свои
нормативные акты в соответствие с Декретом № 12, то заинтересованные в
позитивном исходе индивидуальные предприниматели могут аппелировать
к Президенту Республики Беларусь. Коллективные запросы и предложения нельзя
игнорировать.
Валентин
ПАВЛОВ