© «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» 2002 г.
События и комментарии
Кассовый аппарат — всеобщая ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
Чем ближе 1 июля, тем сильнее проявляется беспокойство индивидуальных предпринимателей
— плательщиков единого налога, работающих на выставках-ярмарках, по поводу
навязывания им кассовых суммирующих аппаратов
(далее по тексту — КСА).
После принятия по их инициативе Конституционным Судом
Республики Беларусь Решения от
29.05.2002 «О правовом регулировании
приёма наличных денежных средств индивидуальными предпринимателями с использованием кассовых суммирующих
аппаратов», предложившего
государственным органам привести изданные ими нормативные акты в соответствии с
Декретом Президента от 17.05.2001 № 12,
ничего не изменилось. Организаторы
выставок-ярмарок и предприниматели
в неведении: то ли здесь превалируют амбиции, то ли хромает
исполнительская дисциплина, то ли
утрясаются межведомственные вопросы.
В такой ситуации Конституционный Суд на заседании 07.06.2002 счёл необходимым принять Разъяснение о порядке применения его Решения от 29.05.2002.
В первую очередь
обращено внимание на цель Декрета
№ 12 —
создание благоприятных условий для развития индивидуального
предпринимательства, обеспечение
социальных гарантий индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам,
совершенствование порядка их налогообложения.
В качестве мер для достижения этого
Декретом № 12 установлено
право индивидуальных предпринимателей
осуществлять продажу товаров
без использования отрывных
талонов и КСА, а также упрощённый
порядок отчётности. Это основополагающий
момент. Меры, не обеспечивающие поставленную цель, не должны предлагаться
и реализовываться.
Вместе с тем, Декрет №
12 предоставил право Облисполкомам и
Минскому горисполкому по согласованию с
Департаментом по предпринимательству
Минэкономики определять пункты, реализующие товары с применением КСА. При этом более широкое использование КСА
должно проводиться исключительно
в рамках сущности и целей данного Декрета.
Просто назвать пункты и
определить дату реализации товаров с использованием КСА — недостаточно.
По мнению Конституционного
Суда в этой проблеме государственные органы обязаны принять все
меры для надлежащего выполнения требований Декрета № 12, а их соответствующие
решения, принимаемые на его основе,
должны иметь обоснование, в том
числе расчёт предполагаемого
экономического и иного эффекта от
изменения общего подхода, установленного названным Декретом.
А более широкое использование КСА в обязательном порядке должно исходить из сущности и целей Декрета №
12 и сопровождаться надлежащей организацией мест торговли для индивидуальных предпринимателей, поэтапным их переходом в благоустроенные
помещения с предоставлением им полного комплекса услуг, и
прежде всего — расчётно-кассовых.
Иными словами, вместо
административных мер нужна реальная помощь
организаторам выставок-ярмарок в
создании предпринимателям необходимых условий для работы с использованием КСА. В настоящее
же время торговля нередко производится
не в предназначенных и не пригодных для этого местах, а надлежащие условия для инкассации выручки
ещё не созданы. Сплошь и рядом торговля осуществляется со столов.
Соответственно возникает проблема подключения и хранения КСА в нерабочее время.
По нашему мнению организаторы выставок-ярмарок вправе
в соответствии с Президентской программой поддержки малого бизнеса рассчитывать на действенную помощь местных органов власти.
Индивидуальным предпринимателям до создания им необходимых условий для
осуществления деятельности с использованием КСА особенно беспокоиться нечего.
В сложившейся ситуации есть все предпосылки для переноса срока с 01.07.2002 на более поздний с поэтапным внедрением. Чтобы во имя
достижения поставленной Президентом цели слова не расходились с делом.
Во всех случаях, с КСА
или без них, существующая редакция Декрета № 12 сохраняет ведение учёта выручки в
произвольной форме и упрощённый порядок отчётности — предоставление по
окончании календарного года по месту постановки на налоговый учет отчета о
размере полученной в отчетном календарном году выручки. По существу это должно
охладить служебное рвение налоговых органов, которые обязаны учитывать все
нюансы и перипетии, а не слепо требовать от индивидуальных предпринимателей —
плательщиков единого налога наличие КСА. Уважать и защищать права и законные
интересы предприятий и граждан должностных лиц налоговых органов обязывает
Закон «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» от 02.02.1994
№ 2737-XII в редакции Закона от 09.07.1997 № 58-З (ст. 7 п. 1).
Вполне возможно, что в результате нововведений будет
получен обратный эффект, если предприниматели закроют малорентабельные
точки, высвободят рабочие места, уменьшат отчисления в бюджет и фонды,
уйдут «в тень» и т.п. В этом случае не исключается вопрос — а не было ли так задумано? А пока
страсти накаляются.
Валентин Павлов
война
с частным бизнесом
Кассовые аппараты — это одна из основных тем, которая сейчас
беспокоит Белорусский союз предпринимателей. Александр Потупа
причиной создавшейся ситуации считает брак, который был заложен в декрет о
едином налоге. Юристы сделали маленькую оговорку, позволяющую исполкомам
принимать самостоятельные решения, в результате чего все и началось.
В то же время Александр Потупа
уверен в том, что решение Конституционного суда никакой не рекомендательный
акт. Решение — это решение, и его надо выполнять немедленно. Однако
предпринимателям могут грозить неприятности совсем другого рода. Даже если
удастся выиграть в споре с кассовыми аппаратами, то может состоятся
переход войны на новый ранг. И то, что мы наблюдаем сейчас — всего лишь
цветочки, ягодки — впереди. В Минторге подготовлен
проект. Во-первых, будут жестко разделены розничные и оптовые рынки. Во-вторых,
будет удар по качеству, и, вполне возможно, китайские и прочие азиатские вещи
будут запрещены. На рынок будем ходить за Hugo Boss и Versace. Но о каком
качестве можно говорить, если на белорусских мясокомбинатах до сих пор
выпускается вареная колбаса третьего сорта (так называемая «Пенсионерская»), которую даже собаки не едет, но которая разметается с
прилавков сразу же.
В проекте есть также и другие ужесточения.
Но главное, — считает Александр Потупа,
— иметь возможность обсуждать подобные документы еще на уровне проекта. Тогда
будет и возможность как-то на все повлиять.
Есть и другие немаловажные вопросы. Сейчас идет массовое
выдавливание арендаторов, и в первую очередь, в медицинской сфере. Складывается
впечатление, что идет целенаправленное уничтожение частного бизнеса в стране.
Ведь медицинской сферой все не ограничивается, выдавливание коснется всех
арендаторов, расположенных на государственной территории. Более подробно
материалы по этой теме читайте в следующем номере.
БУДУТ ЛИ У
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КАССОВЫЕ АППАРАТЫ?
В предыдущем номере «Предпринимательской газеты» опубликована
статья Валентина Павлова «Кто ниже сидит, тот больше испачкан», в которой идет
речь о рассмотрении Конституционным Судом Республики Беларусь вопроса о
соответствии постановления Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38 «О некоторых
вопросах реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых
суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем» и решения Мингорисполкома от 19.02.2002 № 184 «О порядке приема наличных денежных средств на
отдельных торговых объектах (пунктах)» Конституции и Декрету № 12. Тем
индивидуальным предпринимателям, кто уже обрадовался и уверен, что
Конституционный Суд избавил их от кассовых аппаратов, предлагаем взглянуть на
этот вопрос с другой стороны.
Декрет Президента Республики Беларусь от 17.05.2001 № 12 «О
введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических
лиц, осуществляющих реализацию, товаров (работ, услуг), и о некоторых вопросах,
связанных с указанной деятельностью» (далее — Декрет) позволил индивидуальным
предпринимателям, реализующим товар физическим лицам в пунктах продажи и,
соответственно, уплачивающим единый налог, принимать выручку без использования
кассовых аппаратов и отрывных талонов.
Однако не
все предприниматели могут использовать предоставленные Декретом права.
Постановление Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38 «О некоторых вопросах
реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих
аппаратов или специальных компьютерных систем», а также принятое месяцем позже
Решение Минского городского исполнительного комитета
от 19.02.2002 № 184 «О порядке приема наличных денежных средств на отдельных
торговых объектах (пунктах)» предписывает отдельным индивидуальным предпринимателям,
реализующим товар на некоторых рынках и выставках-ярмарках, с 1 июля при приеме
выручки применять кассовые аппараты.
498
предпринимателей обратились в Конституционный Суд с просьбой проверить на
соответствие положениям Конституции, законам и Декрету вышеназванное
постановление Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38.
Конституционный
Суд 29 мая 2002 г. принял решение «О правовом регулировании приема наличных
денежных средств индивидуальными предпринимателями с использованием кассовых
суммирующих аппаратов». На первый взгляд может показаться, что индивидуальные
предприниматели добились своего. Однако рано еще в этом вопросе ставить точку.
Вместо того чтобы отменить действие тех положений принятых актов
законодательства, которые противоречат актам большей юридической силы,
Конституционный Суд решил «отметить, что постановление… не согласуется». Он
оставил все нормативные правовые акты, обязывающие отдельных индивидуальных
предпринимателей принимать выручку с использованием кассовых аппаратов, в силе
и лишь предложил государственным органам привести их в соответствие с Декретом
и решением Конституционного Суда. Мол, не будете ли вы так любезны,
многоуважаемый Мингорисполком с Советом Министров,
найти время обратить внимание на небольшое несоответствие в вашем творчестве.
«…Конституционный
Суд решил:
1. Отметить, что постановление Совета Министров РБ от 15 января 2002
г. № 38 «О некоторых вопросах реализации товаров (работ, услуг) с
использованием кассовых суммирующих аппаратов или специализированных компьютерных
систем» не согласуется с соответствующими нормами Декрета Президента Республики
Беларусь от 17 мая 2001 г. № 12 «О введении единого налога с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию, товаров
(работ, услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной
деятельностью», направленными на создание
благоприятных условий развития индивидуального предпринимательства.
2.
Предложить:
Совету
Министров Республики Беларусь постановление от 15 января 2002 г. № 38 «О
некоторых вопросах реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассовых
суммирующих аппаратов или специализированных компьютерных систем» привести в
соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 12 и
настоящим решением;
Минскому
городскому исполнительному комитету решение от 19
февраля 2002 г. № 184 «О порядке приема наличных денежных средств на отдельных
торговых объектах (пунктах)» привести в соответствие с положениями Декрета
Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 12 и настоящим решением в
целях реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог,
прав на прием наличных денежных средств без использования кассовых суммирующих
аппаратов и на ведение учета выручки в произвольной форме, предоставленных
им указанным Декретом;
Другим
государственным органам привести свои нормативные акты, касающиеся порядка
приема наличных денежных средств с использованием кассовых суммирующих
аппаратов, в соответствие с положениями Декрета Президента Республики Беларусь
от 17 мая 2001 г. № 12 и настоящим решением».
Так что
же чему противоречит?
Хотя
Конституционный Суд признал, что постановление Совета Министров РБ от
15.01.2002 № 38 принято без учета положений Декрета № 12, тем не менее, его
нормы, по мнению Конституционного Суда, не являются нормами прямого действия.
Декрет №
12 разрешил индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог,
принимать выручку без использования кассовых аппаратов и отрывных талонов.
Однако он одновременно предоставил облисполкомам и Мингорисполкому
по согласованию с департаментом по предпринимательству Минэкономики право
определять пункты продажи, реализующие товары только с применением кассовых
суммирующих аппаратов. То есть, не все индивидуальные предприниматели —
плательщики единого налога избавлены Декретом от
необходимости приобретать кассовые аппараты. Исключение составляют те,
которые реализуют товары в определяемых облисполкомами и Мингорисполкомом
пунктах продажи, а, следовательно, права на прием выручки без использования кассового
аппарата они лишены.
Поэтому
несколько странно звучит предложение Конституционного Суда о приведении Мингорисполкомом решения 184 в соответствие с положениями
Декрета «в целях реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими
единый налог, прав на прием наличных денежных средств без использования
кассовых суммирующих аппаратов». Как раз-таки Декрет
у определенной части предпринимателей это право и отбирает — у тех, кто попадет
в определяемые исполкомами пункты. Кроме того, в соответствии с постановлением
Министерства торговли от 08.02.2002 такие пункты приобрели статус стационарных
торговых пунктов. И Конституционный Суд так прямо в решении и записал: «В связи
с этим к субъектам, торгующим на данных объектах, должны применяться все правила
приема наличных денежных средств, действующие в отношении стационарных торговых
(обслуживающих) пунктов». По моему мнению, решение Мингорисполкома
№ 184 в этой части Декрету № 12 соответствует.
А вот
приведение в соответствие с Декретом других нормативных документов в части
реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, прав
на учет выручки в произвольной форме, произвести просто необходимо. Речь идет о предоставлении индивидуальными предпринимателями —
плательщиками единого налога, которые используют кассовые аппараты,
ежемесячного отчета о суммах принятых наличных денежных средств, что
предусмотрено Положением о порядке использования юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов и специальных
компьютерных систем для приема наличных денежных средств при реализации товаров
(работ, услуг), утвержденным постановлением МНС РБ от 08.02.2002 № 11.
Конституционный Суд считает, что это не согласуется с тем, что Декретом № 12
индивидуальным предпринимателям — плательщикам единого налога предоставлено
право вести учет выручки в произвольной форме, а отчет об этом представлять 1
раз в год.
Итак,
Конституционный Суд предложил привести в соответствие. Как говорят в народе:
«Ваше дело предложить, наше дело отказаться». Посмотрим, послушаются ли
государственные органы Конституционный Суд, внесут ли какие-либо изменения в
нормативные правовые акты. Тем более что решением Мингорисполкома от 21.05.2002 № 681 утвержден Комплексный
план мероприятий по выполнению протокола заседания Президиума Совета Министров
Республики Беларусь от 30 апреля 2002 года «О конкретных мерах по выполнению
поручений Президента Республики Беларусь, данных при отчете правительства
Республики Беларусь 29 апреля 2002 г. по итогам работы за I квартал 2002 г.».
Так вот, пунктом 15 этого плана значится такое мероприятие, как
«ускорить работу по обеспечению приема наличных денежных средств с
использованием кассовых суммирующих аппаратов в пунктах продажи, указанных в
постановлении Совета Министров РБ от 15.01.2002 № 38. Об исполнении
проинформировать Правительство Республики Беларусь». И срок исполнения этого
мероприятия — 10 июля. А решение Минского городского
исполнительного комитета от 19.02.2002 № 184 «О порядке приема наличных
денежных средств на отдельных торговых объектах (пунктах)» на сегодняшний день
действует в том виде, в котором его приняли, и обязывает индивидуальных
предпринимателей, реализующих товары в определенных пунктах продажи, к 1 июля
2002 г. обзавестись кассовыми аппаратами.
Глеб
БОГОМОЛОВ
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…
Приближается
1 июля — срок, до которого столичные индивидуальные
предприниматели, осуществляющие реализацию товаров в определенных решением Мингорисполкома от 19.02.2002 № 184 местах, должны
обеспечить прием наличных денежных средств только с использованием кассовых
суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.
К
сожалению, решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 29.05.2002 №
Р-3/2002 «О правовом регулировании приема наличных денежных средств индивидуальными
предпринимателями с использованием кассовых суммирующих аппаратов» не влечет за
собой прямую отмену нормативных правовых актов, предписывающих отдельным
индивидуальным предпринимателям обзавестись кассовыми аппаратами. Реакция со
стороны Правительства, безусловно, последует. Только не известно какая. Что же
делать в сложившихся обстоятельствах предпринимателю? Взвесить все «за» и
«против» и решить — приобретать или нет кассовый суммирующий аппарат (КСА).
Что
будет, если вы его приобретете?
Во-первых,
придется раскошелиться примерно на 250-300 у. е. — стоимость КСА, заключить договор на его техническое
обслуживание, поставить его на учет в налоговой инспекции;
Во-вторых,
надо научиться пользоваться этим КСА, завести журнал кассира-операциониста
и правильно его заполнять;
В-третьих, придется ежемесячно сдавать в налоговую отчеты о
том, сколько наличных принято в кассу (правда, за непредставление такого отчета
штрафы не предусмотрены, но это пока).
При этом индивидуальный предприниматель, у которого ежемесячный
оборот не дотягивает до 3000 базовых величин (а это 30 млн. руб.) не обязан
открывать счет в банке и сдавать туда наличную выручку, а, следовательно, не
должен согласовывать и соблюдать лимит кассы (кстати, лимит кассы не
устанавливается даже тем предпринимателям, у кого есть счет в банке, но нет
наемных работников).
За что же
может быть наказан тот, кто обзаведется КСА и выполнит все условия его
эксплуатации? Формально — ни за что, так как оснований пересчитывать полученную
продавцом наличность (если это, конечно, не у. е.) у проверяющих нет. И даже несоответствие «пробитой» по
кассе выручки с наличностью, находящейся в карманах предпринимателя, не повод
для штрафов и иных санкций. Единственное, что может подвести индивидуального
предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога, — это попытка
пронести выручку мимо кассы на глазах у проверяющих. А
это значит, что с данной суммой придется расстаться (п. 6 ст. 9 Закона РБ «О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»), и, кроме того —
заплатить штраф от 20 до 50 базовых величин (ст. 154-5 Кодекса об
административных правонарушениях Республики Беларусь). А размер штрафа может
определить только суд.
И что же
будет, если вы не приобретете КСА?
Во-первых,
сэкономите деньги и время, связанные с приобретением и постановкой на учет КСА.
Во-вторых,
избавите себя от необходимости изучать нормативные документы, типовые
инструкции и рекомендации, без которых к кассовому аппарату лучше не подходить.
Но
веселиться и радоваться вы будете только до тех пор, пока до вас не доберутся
компетентные органы. И в этом случае вы рискуете лишиться выручки (но,
опять-таки, только той, прием которой без КСА может быть доказан) и
подвергнуться штрафу от 20 до 50 базовых величин за нарушение порядка приема денежных
средств при реализации продукции (работ, услуг) за
наличный расчет.
В любом
случае окончательное решение за вами.
Жанна
СЕДНЕВА,
ОДО «Бухгалтерская
Скорая Помощь», 282-17-18
Разъяснение
Конституционного
Суда Республики Беларусь
от
11.06.2002 № 05-04/220 «О порядке применения решения
Конституционного
Суда Республики Беларусь от 29 мая 2002 г.
«О
правовом регулировании приема наличных денежных средств
индивидуальными
предпринимателями
с
использованием кассовых суммирующих аппаратов»
В
связи с поступающими запросами о порядке применения решения Конституционного
Суда Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. «О правовом регулировании приема
наличных денежных средств индивидуальными предпринимателями с использованием
кассовых суммирующих аппаратов» Конституционный Суд разъясняет следующее:
Частью первой пункта 5 Декрета Президента Республики
Беларусь от 17 мая 2001 г. № 12 «О введении единого налога с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров,
работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью»
предусмотрено право индивидуальных предпринимателей при осуществлении
деятельности, названной в абзаце втором пункта 1 указанного Декрета,
осуществлять прием наличных денежных средств без использования отрывных талонов и
кассовых суммирующих аппаратов.
В то же время согласно части третьей вышеуказанного
пункта Декрета № 12 облисполкомам и Минскому горисполкому предоставлено право
по согласованию с департаментом по предпринимательству Министерства экономики
определять пункты продажи, реализующие товары только с применением кассовых
суммирующих аппаратов, или перечень видов товаров, реализация которых
осуществляется в специально отведенных местах с применением кассовых
суммирующих аппаратов.
Конституционный
Суд в резолютивной части своего решения не исключил право органов,
уполномоченных Декретом Президента Республики Беларусь от 17
мая 2001 г. № 12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и
иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о
некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью», определять в
установленном порядке пункты продажи, в которых товары реализуются только с
применением кассовых суммирующих аппаратов, или перечень видов товаров,
реализация которых осуществляется только в специально отведенных местах
с применением кассовых суммирующих аппаратов.
При
этом следует иметь ввиду, что целью
Декрета № 12 является создание благоприятных условий для развития
индивидуального предпринимательства, обеспечение социальных гарантий
индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам, совершенствование
порядка налогообложения. В качестве мер для достижения этого Декретом № 12 установлено право осуществлять продажу товаров без кассовых
суммирующих аппаратов, а также упрощенный порядок отчетности.
Исходя
из сущности Декрета № 12 и его целей, более широкое использование кассовых
суммирующих аппаратов должно сопровождаться надлежащей организацией мест
торговли для индивидуальных предпринимателей, поэтапным их переходом в
благоустроенные помещения с предоставлением им полного комплекса услуг, и,
прежде всего — расчетно-кассовых (пункт 13). В настоящее время торговля нередко
производится в не предназначенных и не пригодных для этого местах, а надлежащие
условия для инкассации выручки еще не созданы. В связи с этим государственные
органы обязаны предпринять все меры для надлежащего выполнения требований
Декрета № 12, а соответствующие решения государственных органов, принимаемые на
его основе, должны иметь обоснование, в том числе расчет предполагаемого
экономического и иного эффекта от изменения общего подхода, установленного при
принятии Декрета № 12.
Следует иметь в виду, что в случае реализации с 1 июля
2002 г. в городе Минске, а в последующие сроки и в иных населенных пунктах
решений о ведении торговли в определенных торговых местах с использованием
кассовых суммирующих аппаратов, недопустимо отступать от положений Декрета №
12, в частности пункта 4, предусматривающего ведение учета выручки в
произвольной форме и представление по окончании календарного года по месту
постановки на налоговый учет отчета о размере полученной в отчетном календарном
году выручки. В связи с этим предписанием, исключающим какие либо изъятия из
общего правила, недопустимо введение иного порядка отчетности для указанных
лиц, как это вытекает из некоторых подзаконных актов.
Принято
на заседании Конституционного Суда 7 июня 2002 г.
Председатель Г.
А. Василевич