©
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» 2002 г.
КАК Я ПОЛУЧАЛ ЛИЦЕНЗИЮ ИЛИ ЗНАКОМСТВО С ХОЗЯЕВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА.
Данная история будет полезна тем, кто начинает свой бизнес в
области торговли, а впрочем, и остальные
читатели найдут в ней немало интересного для себя.
Все началось банально просто. Решил я заняться торговлей.
Начать решил с малого. Для этого мне было необходимо арендовать где-нибудь
несколько метров для торгового места. Отправился я их искать и нашел. Нашел на
территории частного магазина «Радиотехника», договорился с владельцем об
аренде, подписал договор.
Далее, согласно законодательству, нужно получать лицензию на
право осуществления розничной торговли, иначе предусмотрена даже уголовная
ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, правда, лишь в
том случае, если будет получен доход в крупном размере. Ну, я-то собирался
торговать по-крупному.
Лицензию на розничную торговлю в Минске выдает Мингорисполком. Чтобы ее получить, надо собрать уйму
документов, включая скоросшиватель (такая картонная папочка, куда
вкладывают документы и множество прочих ненужных бумажек). Скоросшиватель,
вообще-то, это одна из самых важных единиц требуемого при регистрации
комплекта, поскольку даже на двери, за которой принимают документы, написано
напоминание крупным шрифтом: «Документы принимаются только в скоросшивателе». К
слову сказать, неожиданностью для меня это не стало, поскольку еще, когда
регистрировался предпринимателем во Фрунзенском
райисполкоме, в перечне требуемых документов обнаружил скрепку, а девица,
принимая документы и проверяя, все ли верно, приговаривала: «Так, фотографии,
заявление, а где же скрепка? А вот… Хорошо, все на месте…».
Но вернемся к лицензии. Кроме скоросшивателя необходимо
предоставить «7.6. Минимальный ассортиментный перечень групп товаров,
реализуемых в торговом объекте или объекте общественного питания, режим работы
торгового объекта или объекта общественного питания с заключением
соответствующих территориальных органов санитарно-эпидемиологического надзора
Министерства здравоохранения Республики Беларусь и администрации района».
Это выдержка из Положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных
разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности,
утвержденного решением Мингорисполкома от 13 декабря
1999 № 1314.
Вот здесь-то и началось все самое интересное. Когда я пришел
за заключением в исполком Центрального района, где располагается торговый
объект моего арендодателя, один из чиновников в отделе торговли, Кладов А. В.
пояснил мне, что я принес не совсем правильное заявление, и продиктовал
правильный вариант, при этом, как бы между прочим,
обронив, что торговые объекты, подобные моему, нынче не в почете,
неорганизованная это торговля, мол, часто отказывает начальник, и все в
подобном роде.
Заявление было подано в таком виде: «Прошу согласовать
получение лицензии на розничную торговлю в торговом объекте, расположенном в…». К заявлению я приложил минимальный ассортиментный перечень (перечень был таков: газеты, журналы) и режим
работы торгового объекта.
Я знал, что получение лицензии
согласовывать с местным исполком не нужно. Согласно законодательству требуется только
минимальный ассортиментный перечень с заключением. Но, решив не спорить с
чиновниками, чтобы сэкономить время, сделал так, как просили. И это была моя
ошибка. В результате время я только потерял.
Дней через пять Кладов вернул мне заявление, показав
«заключение» в виде прикрепленного к заявлению скрепкой (не моей, у
Центрального района есть свои скрепки в отличие от Фрунзенского)
клочка бумаги, где было написано корявым почерком синей
ручкой, как я понял, первым зам. главы администрации Центрального района А. М. Скубаковым, примерно следующее: «А зачем НАМ [выделено
автором] еще одна торговая точка с книгами…».
…? Образ мысли поражает. С чего это вдруг в администрации
района решили, что эта торговая точка открывается для них? И при чем здесь
книги?
Но клочок бумаги — это клочок бумаги, а ответ хотелось
получить официальный. Пришлось пойти и зарегистрировать заявление снова. В
спешке я отнес то же самое заявление, и это было моей второй ошибкой. В
заявлении-то я просил совсем не то, что требует упомянутое выше Положение Мингорисполкома.
И еще одна важная деталь. Когда я пришел в канцелярию через дней 10, сидящие там дамы мне
посоветовали, чтобы я зашел к Скубакову, потому что у
него могут быть какие-то вопросы по моему заявлению. У меня, почему-то,
сложилось впечатление, что речь пойдет о взятке, поскольку все вопросы,
касающиеся дела, можно было уточнить по телефону, который я оставил на бланке
заявления. Скубаков у меня не числился в кругу людей,
которые могли бы быть мне полезны для бизнеса или стать компаньонами, и,
вообще, я считаю, что встречи с чиновниками в процессе оформления всяких
документов надо запретить или ограничить в целях недопущения взяточничества и
т. п., поэтому своим приходом я его не удосужил.
Потом мои подозрения еще больше упрочились, когда через 15 дней я пришел
получать ответ, мне вручили отказ, а одна из дам
напомнила: «Я же говорила, что надо зайти». Получается, зайди я к Скубакову — торговать можно, а нет — так и торговать
нельзя. А закон «по боку»? Хотя это всего лишь подозрения.
Официальный ответ выглядел так:
«О согласовании получения лицензии
Администрация Центрального района г. Минска сообщает, что в
настоящее время в салоне-магазине «Радиотехника» (ул. Кальварийская,
4) на условиях аренды осуществляют торговую деятельность 10 субъектов
хозяйствования.
Учитывая вышеизложенное, считаем размещение дополнительного
торгового объекта по продаже печатной продукции на площадях салона-магазина нецелесообразным.
Первый зам. главы администрации Центрального района г.
Минска А. М. Скубаков».
В ответе ни слова о каком-либо законодательном акте, на
основании которого выносил решение зам. главы. «Но, может быть, все-таки есть
какое-то законное основание для отказа?» — думал я, и решил спросить об этом
самого Скубакова, прихватив с собой диктофон и
удостоверение журналиста.
То что я узнал — поразительно! Скубаков и другие представители администрации на самом деле
думают, что им можно все. Они живут еще где-то в СССР, а понятие «частная
собственность» значит для них почти то же самое, что для африканского племени
слово «компьютер».
На мою просьбу уточнить, почему же его подчиненный научил
меня неправильному заявлению, Скубаков ответил, что
все написано правильно. А по поводу отказа разъяснил, что представитель
администрации вышел на место, т. е. в «Радиотехнику», и увидел, что там уже
более 10 арендаторов и свободных площадей для еще одного торгового места нет!
Представляете, я принес договор об аренде, план магазина, где указана будущая
арендуемая площадь, я сам видел эту площадь, измерял рулеткой, топтался по ней,
и вдруг оказалось, что ее нет. Исчезла. Растворилась в пространстве. Владелец
магазина и я думали, что площади есть, но, видно, нам показалось.
Администрацией района установлено обратное, хотя об
этом администрацию никто и не просил. Как уже упоминалось выше, от местной
власти требуется только заключение по минимальному ассортиментному перечню, и
не более того. Спасибо, конечно, Скубакову, за
беспокойство, но делать этого не надо, если не просят. Советские времена
кончились, и теперь администрация исполкома получает зарплату и приобретает
имущество за деньги налогоплательщиков, то есть, за мои деньги. Поэтому,
уважаемый Скубаков, не Вы будете решать что можно, а
что нельзя делать на частной территории, и будете руководствоваться только
законом, а не своими личными убеждениями и критериями целесообразности. А
предприниматели, которые платят налоги, будут смотреть за тем, чтобы такие как Вы правильно тратили наши деньги. Есть
закон, а исполнительная власть должна следить за его исполнением. Мы Вам платим
за это зарплату, но Вы не справляетесь со своей работой. Было бы лучше Вам
поискать другое местечко.
В разговоре со мной Скубаков
признал, что законодательного акта, на основании которого он решил
распоряжаться использованием площадей на частных территориях не существует. Он
сам выдумал такой закон, но почему-то хочет, чтобы и другие ему подчинялись. У
него, кстати, подобные выдумки входят в норму. В этом же номере газеты в
материале Игоря Ковалевича «Пять способов как делать
«бабки» снова засветился Скубаков. Он подписывает
документ (см. фото на стр. 6), в
котором угрожает приостановлением деятельности предприятия, если их
руководитель не сдаст экзамен в актовом зале исполкома Центрального района, и
ссылается при этом на нормы законодательства. Такие письма постоянно
вбрасываются в почтовый ящик сотрудника нашей газеты. Самое интересное, что в
указанных законодательных актах ничего такого, о чем говорится в письме, нет.
Вероятнее всего, мы смотрим не те законы. Ведь есть еще серия законов, которые придумывает сам Скубаков. Я не знаю для чего он это
делает. Но ведь для чего-то делает… Пора бы правоохранительным органам
его проверить.
Кладов вообще мне заявил: «Мы — хозяева района». И даже
заговорился, что они зарплату людям в районе платят. Совсем понесло дядю. Но
зато его слова делают понятными действия Скубакова. Скубаков — хозяин района. Он — законодатель. Он — главный.
Все — он. Вот от таких как он все беды в стране.
Сегодня остался не у дел еще один предприниматель, рабочий не получил свое
рабочее место и остался без зарплаты, бюджет недополучил средств
в виде налогов, а затем в государстве не хватает денег на выплату
пенсий, на ремонт больниц, на содержание школ, армии и т. д. А сколько у нас таких
скубаковых?
Послесловие: история на этом не закончена. Посланы запросы в
Министерство экономики и в Министерство торговли. Ожидается и ответ из
исполкома Центрального района, на заявление, поданное уже в полном соответствии
с законодательством. А значит, продолжение следует.
Дмитрий ЛАТУШКИН